Экономика это путь к успеху

Безработица как форма проявления экономической нестабильности

Безработица как форма проявления экономической нестабильностиОдной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития общества является проблема занятости и безработицы.

Влияние условий труда на эффективность трудовой деятельности

Влияние условий труда на эффективность трудовой деятельностиПонятие условий труда. Их классификация. Основные пути совершенствования условий труда.

Возникновение и роль человеческого капитала в экономике

Возникновение и роль человеческого капитала в экономикеЦиклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. Человеческий капитал в настоящее время в мире.

Разность бюджетов

Еще в 1990-х года в республике была введена система потребительских бюджетов. Согласно этой системе, все население условно разделено на группы, относящиеся по своим доходам к определенной группе потребительских бюджетов: прожиточный минимум (ПМ), минимальный потребительский бюджет (МПБ), рациональный потребительский бюджет (РПБ, по данным ЦЭСИ в Татарстане составляет от 13331,17 рублей (ребёнок от 1,5 до 3 лет) до 38651,32 рублей (женщина трудоспособного возраста) на 1 человека в месяц), высокий потребительский бюджет (ВПБ). (таб.9)

Таб.9 Система потребительских бюджетов

Наименование показателя

Ед. изм.

2009 год

2010 год

1 кв. 2011 года

1

Прожиточный минимум на душу населения

руб.

4111,8

4553,5

5354

2

Прожиточный минимум для трудоспособного гражданина

руб.

4539,5

4968,5

5839

3

Прожиточный минимум для пенсионеров

руб.

2963,5

3334

3923

4

Минимальный потребительский бюджет на члена типовой семьи

руб.

7786

8307

9129

В зависимости от этой системы все население республики можно условно поделить на тех, чей доход характеризует крайнюю степень бедности (ниже уровня прожиточного минимума), малообеспеченных (доход в пределах от прожиточного минимума до МПБ), состоятельных (доход выше РПБ и до 85500 рублей на человека в месяц (данные на 2010 год). Группа с доходом выше последней суммы относится к категории "богатых" (доход рассчитывается на одного члена семьи). В процентном соотношении в 2010 году в Татарстане было 8,1 процента граждан, находящихся в крайней степени бедности (нищеты), 18,3 - малообеспеченных (бедных), 55,9 - обеспеченных, 14,8% состоятельных, 2,7 - богатых.

Рис.3 Распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода (данные Татарстанстата за 2010 год)

Можно по-разному относится к этим цифрам и методологии определения границ бюджетов, но одно обстоятельство бросается в глаза: наиболее многочисленная группа "обеспеченных", составляющая 55,9% населения республики, получала в 2010 году доход в размере от 8 307 до 28 350 рублей на члена семьи (в 2011 году эти цифры несколько увеличились). Разброс колоссальный, и каждый потребитель, ежедневно сталкивающийся с реальной жизнью, знает разницу между уровнем жизни на 9 000 и 25 000 рублей в месяц. Так вот в 2010 году 35, 8 % населения РТ получали доход от 7 000 до 15 000 рублей в месяц (а это львиная доля в рамках 55,9 % населения РТ, относящиеся к категории "обеспеченных"). Таким образом более мелкая градация по доходам показывает наличие почти трети населения, находящегося по своим доходам гораздо ближе к бедным, нежели к обеспеченным слоям.

По мнению некоторых экспертов, данные официальной статистики могут иметь большие неточности. Во-первых, государство не может точно учесть доходы различных социальных групп, так как большая масса населения занята на "сером" рынке труда. Почти 400 000 человек, по данным органов статистики, имеют вторичную занятость. Эти дополнительные доходы сегодня не учитываются. Также есть граждане, которые не имеют оформленных трудовых отношений. При этом они показывают нулевой доход, вдобавок претендуют на различные субсидии.

Второй момент - дискуссии между правительством и профсоюзами. Последние предлагают повысить прожиточный минимум (по данным Татарстанстата на IV квартал 2010 года он составлял в среднем 4425 рублей) и таким образом добиваться повышения заработной платы. Правительство же считает, что повышать нужно не прожиточный минимум, который служит научно обоснованным параметром границы крайней степени бедности, а уровень доходов населения. Не прожиточный минимум у нас нищенский, а доходы невысокие. Необходимо ориентироваться на следующий уровень потребительского бюджета - минимальный потребительский бюджет. Именно эта норма записана в законе "О минимальном потребительском бюджете".

Перейти на страницу: 1 2

Другие публикации

Возникновение и роль человеческого капитала в экономике
С давних пор люди пытались познать тайну творческой силы человека, выявить ее наиболее характерные качества и свойства, дать количественную оценку. Последние годы XX века люди, а не деньги, здания или техника - решающий отличительный признак успешного предприятия. ...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ЗАО ТД Перекресток)
Целью преддипломной практики является приобретение профессиональных навыков, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей менеджера и формирование необходимой информационной базы для написания дипломной работы, а также расширение и закрепление теоретич ...