Экономика это путь к успеху

Безработица как форма проявления экономической нестабильности

Безработица как форма проявления экономической нестабильностиОдной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития общества является проблема занятости и безработицы.

Влияние условий труда на эффективность трудовой деятельности

Влияние условий труда на эффективность трудовой деятельностиПонятие условий труда. Их классификация. Основные пути совершенствования условий труда.

Возникновение и роль человеческого капитала в экономике

Возникновение и роль человеческого капитала в экономикеЦиклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. Человеческий капитал в настоящее время в мире.

Система государственного регулирования естественных монополий

В первой главе мы познакомились с видами монополий, и по характеру движущих сил выделили естественную монополию. В данном параграфе мы рассмотрим методы и направления антимонопольного регулирования естественных монополий.

Отличительная черта естественных монополий - наличие сетевых структур (трубопроводного транспорта, линий электропередач, систем водоснабжения, железнодорожных путей), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммуникационного характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения удельных (на единицу продукции) издержек по мере увеличения объемов производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска продукции у единственного производителя. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек.

Изменение технологии может ослабить или подорвать естественную монополию. Например, развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует монополию на проводную связь, особенно междугородную.

В качестве возможных средств обеспечения общественно-приемлемого поведения естественной монополии представляются две альтернативы. Одной является государственная собственность, а другой - государственное регулирование. Если конкуренция невозможна, то нужно создать регулируемые монополии, чтобы избежать вероятных злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью.

Такое регулирование должно гарантировать, что потребители получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, т.е. снижение издержек на единицу продукции.

Вопросы функционирования, реорганизации и повышения эффективности деятельности естественных монополий в России в последнее время находятся в центре внимания политиков, экономистов, ученых. Особые условия функционирования естественных монополий предопределили необходимость выделения их в особую сферу государственного регулирования.

Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации. Цены и тарифы на продукцию (услуги) естественных монополий регулируются государством, и в случае повышения издержек допускается субсидирование из бюджета. Предприятия естественных монополий обязаны представлять в органы власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Они не могут преобразовываться, ликвидироваться без разрешения государственных органов.

Действует ряд ограничений правоспособности субъектов естественных монополий (разрешительный порядок сделок и т.д.), контролируется выполнение инвестиционных программ, стабилизационных фондов.

Регулирование естественных монополий осуществляется на основе законов “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, “О естественных монополиях”, “О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию”, “О федеральном железнодорожном транспорте”. Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.

Основным объектом регулирования в естественных монополиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги).

В административно-командной системе управления в СССР цены и тарифы на продукцию (услуги) естественных монополий занижались, чтобы создать благоприятные условия для развития обрабатывающей промышленности и всех других отраслей. Сейчас регулирование цен и тарифов приобретает первостепенное общенациональное значение (снижение цен на энергоресурсы на 10% приводит к снижению себестоимости конечной продукции на 18%),рассматривается в качестве средства оздоровления экономики. Государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою пользу, чтобы конкуренция могла быть уравновешенной. Оно также контролирует рост затрат, цен и тарифов в естественных монополиях, чтобы сдерживать инфляцию.

Тарифная политика преследует также общеэкономические и социальные цели: поддержка отечественных производителей, экспортеров, сдерживание инфляции и понижения уровня жизни населения.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию.

В последние годы около 70% нарушений, касающихся злоупотреблений доминирующим положением, происходит в отраслях, прямо или косвенно относящихся к сфере естественных монополий.

В связи с тем, что Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ “О естественных монополиях” содержит закрытый список естественных монополий, отрасли, где потребители могут иметь одного-единственного поставщика (продавца), технологически сопряженного с естественными монополиями, оказываются вне сферы его применения. Ценообразование в этих отраслях может регулироваться различными внутренними нормативными актами, точно так же, как и договорные отношения на основе типовых (рамочных) договоров. Практика применений этих положений предусматривает обращение потребителей в суд или в антимонопольный орган для обеспечения своих ущемленных прав в результате действий компаний-монополистов (доминирующих субъектов). В последние годы такой тип дел особенно характерен в отношении компаний электроснабжения (не субъектов естественных монополий), очень часто оказывающихся в положении монополиста по отношению к конкретным клиентам-потребителям.

Перейти на страницу: 1 2

Другие публикации

Анализ хозяйственной деятельности ООО УПТС-Воркута
Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы измене ...

Влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов
Исторически сложилось, что в России индустриализация сопровождалась созданием городов, в основании которых лежит одно предприятие, один вид деятельности, то есть сформировались моногорода - города-заводы. Моногород создавался по плану развития отрасли или группы ...