Функции, задачи и принципы антимонопольной политики
Одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного регулирования, которую проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.
Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В октябре 1990 года впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). О нем упоминалось в предыдущем параграфе.
В 1995 году был создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1996 году для реализации Федерального закона “О естественных монополиях” были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.
В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ были упразднены существовавшие на тот момент антимонопольные органы и образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных органов (МАП России).
В начале марта 2004 году в контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизация МАП России в соответствии с Указом Президента РФ, в связи с этим постановлением Правительства РФ были выделены базовые положения функционирования
Федеральной антимонопольной службы.
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФАС России). Она объединяет в себе основные функции упраздненного МАП России и часть функций упраздненной Федеральной энергетической комиссии РФ.
К основным функциям, осуществляемым антимонопольным органом относятся:
контроль и надзор за соблюдением законодательства о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, о естественной монополии, о рекламе;
предупреждение антиконкурентных действий органами власти, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
осуществление государственного контроля экономической концентрации в сфере использования земли, недр, водных и природных ресурсов;
выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения;
контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Полномочия и функции антимонопольных органов определены законодательством РФ. В своей деятельности ФАС России руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности.
В ведении ФАС России находится 75 территориальных управлений, которые осуществляют свою деятельность в 88 субъектах РФ, за исключением республики Ингушетия. Территориальные управления образованы в 1991 году. Деятельность их направлена на проведение рыночных реформ в регионах, формирование конкурентной среды, сохранение единого экономического пространства Российской Федерации.
Важно отметить, что сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации для получения необходимой информации.
Антимонопольное законодательство - это комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, на противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Антимонопольное законодательство является главным инструментом антимонопольной политики. К его основным задачам относятся:
. Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике.
Другие публикации
Антикризисная политика правительства Российской Федерации и её эффективность
Пожалуй, на сегодняшний день тему кризиса можно назвать самым популярным
предметом обсуждения. О нем говорят все: политики и экономисты
,предприниматели, деятели культуры и науки. То тут, то там в СМИ они мелькают
со своими прогнозами и мнениями по поводу того, что ...
Возникновение и основные течения экономической науки
Управление
такой сложной общественной системой, как экономика, требует, и чем дальше, тем
больше, изучения и использования экономической теории, включая как её
современные, так и предшествующие течения.
На
основе анализа многочисленных отечественных и зарубежны ...
Cущность модернизации для экономики
Суть и составляющие процесса модернизации.