Распределение, использование и планирование прибыли
Содержание аналитического метода планирования прибыли рассмотрим кратко, лишь с той целью, чтобы показать его отличие от метода прямого счета. В этом случае расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции.
Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность:
где ПО- ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);
СП - полная себестоимость товарной продукции базисного года.
В отличие от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.
Проблема учета влияния инфляции не нова, она по-разному и в разных целях решается в других странах, но тем не менее многие экономисты признают, что пока не создано совершенной системы учета влияния инфляционных процессов на результаты хозяйственной деятельности предприятий.
Из-за трудно прогнозируемых темпов инфляции в нашей стране эта задача представляется достаточно сложной. Одним из путей ее решения является использование индекса общего уровня цен, но, как известно, в России официально рассчитывается и публикуется Госкомстатом РФ только индекс потребительских цен. Кроме того, исходным моментом, очевидно, должны быть нормализация экономической обстановки и денежного обращения в стране, т. е. приведение в действие тех рычагов, которые позволят снизить инфляцию.
При отсутствии каких-либо доступных предприятиям методик планирования прибыли, учитывающих современную экономическую обстановку, представляет интерес статья «О факторном методе планирования прибыли и рентабельности, в которой охарактеризованы основные черты этого метода и рассмотрены этапы планирования:
расчет базовых показателей за предшествующий год;
постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый год;
прогнозирование индексов инфляции;
расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам;
выбор оптимального варианта.
В качестве базовых показателей предлагается использовать выручку от реализации продукции, работ, услуг (без налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин), себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации продукции, работ, услуг, прочую прибыль и валовую прибыль, структуру себестоимости (процентное соотношение материальных расходов, заработной платы с начислениями, амортизационных отчислений, прочих расходов), стоимость активов предприятия на конец года, финансовый рычаг (отношение стоимости всех активов предприятия к собственному капиталу), рентабельность всего капитала и рентабельность собственного капитала. Выбор факторов, воздействующих на прибыль, должен быть связан с целями и задачами хозяйственной деятельности предприятия и обусловлен непосредственным воздействием на величину прибыли.
Влияние этих факторов на прибыль определяется сначала без учета инфляции, а затем с помощью рассчитанных самим предприятием индексов инфляции.
Прогнозирование индексов инфляции необходимо вести по четырем направлениям: изменение цен на реализуемую продукцию, изменение цен на приобретаемые товарно-материальные ценности, изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по балансовой оценке, изменение средней заработной платы в связи с инфляцией.
Таким образом, вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.
Другие публикации
Безработица как макроэкономическая проблема переходного периода
Современный
этап развития экономики связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из
ключевых ресурсов экономики. Это объясняется, прежде всего, реальным ростом
роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда четко
просматривается пр ...
Анализ себестоимости продукции на примере СПК Родина Граховского района Удмуртской Республики
Себестоимость
продукции является важнейшим показателем экономической эффективности
сельскохозяйственного производства. В нем синтезируются все стороны
хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех
производственных ресурсов. От уровня себ ...
Cущность модернизации для экономики
Суть и составляющие процесса модернизации.