Распределение, использование и планирование прибыли
В наиболее общем виде прибыль - это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы расходов на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
где ПТП - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
ЦТП - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
СТП - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете расходов на производство и реализацию продукции).
Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывают иначе:
где ПРП - планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде;
ВРП - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
С ТП - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:
где ПРП - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
ПО- прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
ПТП - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
ПО2- прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Другая разновидность метода прямого счета - метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных расходах в течение планируемого периода является его точность.
Прежде метод прямого счета был основным при планировании прибыли, так как предприятия исходили из однозначно определенного объема реализованной продукции, круга покупателей, фиксированных цен. В условиях скрытой, подавленной формы инфляции цены на потребляемое сырье оставались практически неизменными. Заработная плата и амортизационные отчисления не оказывали такого влияния на себестоимость, как в нынешних условиях. Расчет прибыли был, по существу, производным показателем от объема реализуемой продукции и ее себестоимости. А поскольку каждое предприятие производило установленную ему номенклатуру продукции, то не требовалось искать альтернативных решений для увеличения массы прибыли.
В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.
Другие публикации
Бизнес-план открытия дизайн-студии ReD dummy
В представленном бизнес-плане рассмотрена идея создания
бизнеса по оформлению витрин. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний
день оформление витрин - это не просто творчество, а довольно интересный,
выгодный и перспективный бизнес.
Основной определяюще ...
Бизнес-планирование на предприятии строительного комплекса (производство гипсокартонных листов)
Многие сегодня стремятся создать для себя комфортную, экологически чистую
среду обитания как на рабочем месте, так и дома.
Обычно это выражается в изменении интерьеров в помещениях серийной
застройки, с принципиальной заменой примененных когда-то строителями
мат ...
Cущность модернизации для экономики
Суть и составляющие процесса модернизации.