Анализ рентабельности
Показатели эффективности инвестиций дополняются коэффициентами рентабельности продаж. Они характеризуют долю соответствующего вида прибыли в выручке от реализации и показывают, какую часть в каждом рубле выручки от продаж составляют, соответственно, валовая, операционная или чистая прибыль. Каких-либо нормативов для этих показателей не существуют, поэтому их значения сравнивают со среднеотраслевыми, а также оценивают в динамике. В принципе, считается, что рост рентабельности - положительная тенденция, однако необходимо всегда иметь в виду, за счет чего было достигнут рост, не было ли необоснованного снижения себестоимости продукции и других затрат, которое может сказаться на качестве производимой продукции. Рассчитывают три показателя рентабельности продаж:
Рентабельность продаж (валовая):
Рентабельность продаж (операционная):
Рентабельность продаж (чистая):
В период по 2008 год показатели рентабельности продаж увеличиваются: и на 1 руб. выручки от реализации приходилось от 21 до 23 коп. валовой прибыли, от 19 до 21 коп. операционной прибыли и от 11 до 13 коп. чистой прибыли. Увеличению способствовало значительное увеличение выручки, как следствие увеличение валовой, операционной и чистой прибыли. Это является положительной тенденцией, так как снижения себестоимости не происходило. В период с 2008 по 2009 год, как и в вышеуказанных показателях рентабельности, произошло уменьшение трех видов прибылей на 1 руб. выручки от реализации до 5, 6 и 1 коп., соответственно.
На основании вышеприведенного анализа можно сказать, что все показатели рентабельности капитала до 2008 года росли, что благоприятно сказывалось для всех участников: акционеров, инвесторов и государства. В период же с 2008 по 2009 произошли изменения в экономике страны и как следствие снижение данных показателей. Показатели рентабельности продаж изменялись в рассматриваемый период с такой же тенденцией.
Показатели рентабельности капитала являются главнейшими в системе критериев оценки деятельности фирмы. Поэтому понятно стремление управлять базовыми факторами, влияющими на значения этих индикаторов. Один из наиболее распространенных подходов к выявлению факторов реализован в известной факторной модели фирмы «Дюпон» («DuPont»). Назначение модели - идентифицировать факторы, определяющие эффективность предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый - рентабельность собственного капитала (ROE).
В основу заложена следующая жестко детерминированная трехфакторная зависимость:
где Pn - чистая прибыль;- выручка от продаж;- стоимостная оценка совокупных активов фирмы;- собственный капитал;- заемный капитал (долгосрочные обязательства);- краткосрочные обязательства.
Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает «Отчет о прибылях и убытках», второй - актив баланса, третий - пассив баланса.
Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя, существенные для формирования обоснованных выводов:
1) временной аспект деятельности компании;
2) проблема риска (коэффициент финансовой зависимости - чем выше его значение, тем более рисковый с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является компания);
3) проблема оценки.
Таблица 3.4 Показатели рентабельности по методу «Дюпон»
Наименование показателей |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Рентабельность продаж (чистая) |
0,11 |
0,13 |
0,01 |
Ресурсоотдача |
0,72 |
0,86 |
0,60 |
Коэффициент финансовой зависимости |
1,16 |
1,32 |
1,44 |
Рентабельность собственного капитала |
0,10 |
0,15 |
0,01 |
Другие публикации
Бизнес-план проекта развития производства ОАО Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие
Регионы Российской Федерации обладают в настоящее время значительной
долей самостоятельности в решении экономических вопросов. Это право регионов
закреплено в Конституции Российской Федерации и Законе "Об основах
местного самоуправления". Принимаются реги ...
Бизнес-планирование на предприятии строительного комплекса (производство гипсокартонных листов)
Многие сегодня стремятся создать для себя комфортную, экологически чистую
среду обитания как на рабочем месте, так и дома.
Обычно это выражается в изменении интерьеров в помещениях серийной
застройки, с принципиальной заменой примененных когда-то строителями
мат ...
Cущность модернизации для экономики
Суть и составляющие процесса модернизации.