Экономика это путь к успеху

Безработица как форма проявления экономической нестабильности

Безработица как форма проявления экономической нестабильностиОдной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития общества является проблема занятости и безработицы.

Влияние условий труда на эффективность трудовой деятельности

Влияние условий труда на эффективность трудовой деятельностиПонятие условий труда. Их классификация. Основные пути совершенствования условий труда.

Возникновение и роль человеческого капитала в экономике

Возникновение и роль человеческого капитала в экономикеЦиклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. Человеческий капитал в настоящее время в мире.

Анализ рентабельности

Показатели эффективности инвестиций дополняются коэффициентами рентабельности продаж. Они характеризуют долю соответствующего вида прибыли в выручке от реализации и показывают, какую часть в каждом рубле выручки от продаж составляют, соответственно, валовая, операционная или чистая прибыль. Каких-либо нормативов для этих показателей не существуют, поэтому их значения сравнивают со среднеотраслевыми, а также оценивают в динамике. В принципе, считается, что рост рентабельности - положительная тенденция, однако необходимо всегда иметь в виду, за счет чего было достигнут рост, не было ли необоснованного снижения себестоимости продукции и других затрат, которое может сказаться на качестве производимой продукции. Рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

Рентабельность продаж (валовая):

Рентабельность продаж (операционная):

Рентабельность продаж (чистая):

В период по 2008 год показатели рентабельности продаж увеличиваются: и на 1 руб. выручки от реализации приходилось от 21 до 23 коп. валовой прибыли, от 19 до 21 коп. операционной прибыли и от 11 до 13 коп. чистой прибыли. Увеличению способствовало значительное увеличение выручки, как следствие увеличение валовой, операционной и чистой прибыли. Это является положительной тенденцией, так как снижения себестоимости не происходило. В период с 2008 по 2009 год, как и в вышеуказанных показателях рентабельности, произошло уменьшение трех видов прибылей на 1 руб. выручки от реализации до 5, 6 и 1 коп., соответственно.

На основании вышеприведенного анализа можно сказать, что все показатели рентабельности капитала до 2008 года росли, что благоприятно сказывалось для всех участников: акционеров, инвесторов и государства. В период же с 2008 по 2009 произошли изменения в экономике страны и как следствие снижение данных показателей. Показатели рентабельности продаж изменялись в рассматриваемый период с такой же тенденцией.

Показатели рентабельности капитала являются главнейшими в системе критериев оценки деятельности фирмы. Поэтому понятно стремление управлять базовыми факторами, влияющими на значения этих индикаторов. Один из наиболее распространенных подходов к выявлению факторов реализован в известной факторной модели фирмы «Дюпон» («DuPont»). Назначение модели - идентифицировать факторы, определяющие эффективность предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый - рентабельность собственного капитала (ROE).

В основу заложена следующая жестко детерминированная трехфакторная зависимость:

где Pn - чистая прибыль;- выручка от продаж;- стоимостная оценка совокупных активов фирмы;- собственный капитал;- заемный капитал (долгосрочные обязательства);- краткосрочные обязательства.

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает «Отчет о прибылях и убытках», второй - актив баланса, третий - пассив баланса.

Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя, существенные для формирования обоснованных выводов:

1) временной аспект деятельности компании;

2) проблема риска (коэффициент финансовой зависимости - чем выше его значение, тем более рисковый с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является компания);

3) проблема оценки.

Таблица 3.4 Показатели рентабельности по методу «Дюпон»

Наименование показателей

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Рентабельность продаж (чистая)

0,11

0,13

0,01

Ресурсоотдача

0,72

0,86

0,60

Коэффициент финансовой зависимости

1,16

1,32

1,44

Рентабельность собственного капитала

0,10

0,15

0,01

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие публикации

Важнейшие причины системного кризиса и трансформационного спада в России
По глубине и продолжительности кризиса производства в мирное время Россия побила все рекорды. Спад вышел за пределы двукратного и продолжается. Средний рост цен на товары и услуги, входящие в состав прожиточного минимума, в 1995 г. (по сравнению с 1990 г.) преодоле ...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и пути повышения её эффективности
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы и ...