Анализ рентабельности
Рентабельность (profitability) - дословно означает возможность и способность «делать прибыль», т. е. обеспечивать прибыльность. Бизнес рентабелен, если он генерирует прибыль. Поскольку прибыль - показатель абсолютный, т. е. трудно сопоставимый, а в экономике практически любое действие предполагает сопоставимость, сравнимость, то для характеристики рентабельности применяют специальные индикаторы, называемые коэффициентами рентабельности и рассчитываемыми как отношение прибыли к некоторой базе, характеризующей субъект, о рентабельности которого и пытаются вынести суждение.
Для расчета коэффициентов рентабельности необходимо выбрать некоторые показатели прибыли, а также некоторую базу для сопоставления, характеризующую величину фирмы. В качестве такой базы принято использовать либо ресурсы фирмы (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), либо ее совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей предопределяют и две группы коэффициентов рентабельности, характеризующие соответственно: (а) рентабельность инвестиций (капитала) и (б) рентабельность продаж.
Таблица 3.3 Показатели рентабельности
Наименование показателей |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Рентабельность капитала | |||
Коэффициент генерирования доходов |
0,14 |
0,18 |
0,03 |
Рентабельность активов |
0,08 |
0,12 |
0,02 |
Рентабельность собственного капитала |
0,10 |
0,15 |
0,01 |
Рентабельность продаж | |||
Рентабельность продаж (валовая) |
0,21 |
0,23 |
0,05 |
Рентабельность продаж (операционная) |
0,19 |
0,21 |
0,06 |
Рентабельность продаж (чистая) |
0,11 |
0,13 |
0,01 |
Коэффициент генерирования доходов (ВЕР).
Характеризует эффективность использования совокупных ресурсов фирмы и показывает, сколько рублей операционной прибыли приходится на 1 рубль, вложенный в активы данной компании.
Рост ВЕР в динамике рассматривается как положительная тенденция. Данный показатель представляет интерес для всех категорий пользователей. До 2008 года данный показатель увеличился, то есть на 1 рубль, вложенный в активы данной компании, приходилось от 14 до 18 коп. операционной прибыли, что является положительным фактором для пользователей. Но в период с 2008 по 2009 год данный показатель снизился до 0,03. Это связано со значительным уменьшением операционной прибыли в связи с экономической обстановкой в мире.
Рентабельность всего капитала (рентабельность активов ROA)
Характеризует, сколько чистой прибыли без учета стоимости заемного капитала приходится на 1 рубль всего вложенного капитала.
% к уплате в после налоговом исчислении = Проценты к уплате*(1-Т)
где Т - ставка налога на прибыль (20%).
В данном показателе заинтересованы инвесторы. До 2008 года он увеличился с 0,08 до 0,12. Это говорит о том, что на 1 рубль вложенного капитала приходится от 8 до 12 коп. чистой прибыли без учета заемного капитала. В период 2008-2009 гг. величина чистой прибыли без учета стоимости заемного капитала на 1 рубль вложенного капитала снизилась до 2 коп. Как упоминалось, причиной послужил экономический кризис в стране, и как следствие снижение чистой прибыли.
Рентабельность собственного капитала (ROE)
Характеризует отдачу на сделанные акционерами инвестиции и показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 руб. собственного капитала.
Данный показатель интересен для собственников компании. Также как и в вышеуказанных показателях, величина рентабельности собственного капитала до 2008 года увеличивается: на 1 руб. собственного капитала приходилось от 10 до 15 копеек чистой прибыли. В период 2008-2009 гг. на 1 руб. собственного капитала стало приходиться 1 копейка, что является отрицательной тенденцией для собственников компании. Причина в уменьшении чистой прибыли из-за вышеуказанной ситуации в стране.
Другие публикации
Анализ финансовой отчетности предприятия как инструмент антикризисного управления
В современных условиях финансовые аспекты деятельности предприятия
становятся особенно актуальными, поэтому укрепление финансового положения,
раннее выявление и предотвращение признаков банкротства является основными
предпосылками выживания и постепенного перехода ...
Анализ финансовой устойчивости предприятия на примере ООО Калининградский деликатес
Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты
различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия,
которые объективно обусловливают проведение ими сбалансированной
заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансо ...
Cущность модернизации для экономики
Суть и составляющие процесса модернизации.