Планирование поступления сырья и товаров на предприятие питания
состав источников поступления сырья. В процессе анализа устанавливается удельный вес поступления товаров от непосредственных изготовителей, оптовых фирм, торговых посредников. Рассчитывается удельный вес поставки сырья от местных и иногородних поставщиков. Кроме того, необходимо изучить выполнение поставщиками договоров по поставке сырья не только по общему объему, но и по ассортименту, качеству сырья, срокам отгрузки. При необходимости отдельные аспекты этого анализа могут быть углублены.
Для проведения такого анализа используется коофицент поставки, который рассчитывается по формуле
Кn=* 100
где Кn - коэфицент поставки сырья на предприятие, в %
Пф - фактическая сумма (количество) поступления сырья на предприятие (в сопоставимых ценах);
Пd - сумма (количество) поступления товаров на предприятие, предусмотренная заключенными договорами.
Коофицент поставки рассчитывается по предприятию в целом, в разрезе отдельных групп товаров, а также в разрезе отдельных поставщиков, с которыми были заключены контракты. При значениях коэффициента ниже единицы выясняются причины невыполнения контрактных обязательств: отказ торговой фирмы от части закупленного сырья; форс-мажорные обстоятельства; иные причины;
равномерность поступления товаров по отдельным периодам (месяцам, декадам, неделям). Такой анализ проводиться в сопоставимых ценах в целом по предприятию и в резрезе отдельных товарных групп. Для анализа равномерности поступления товаров используются показатели среднеквадратичного отклонения и коэффициента вариации. В процессе анализа показатели равномерности поступления товаров сопоставляются с показателями равномерности их реализации по отдельным периодам;
частота поставки товаров на предприятие. Этот показатель играет существенную роль в обеспечении устойчивости ассортимента товаров, формировании размера товарных запасов, объеме затрат торговой фирмы по транспортировке товаров и хранению запасов, затрат на выполнение запасов. Затем проводится анализ обеспечения потребности в товарах в балансовой увязке с объемом товарооборота и товарными ресурсами.
Результаты анализа используют на всех последующих этапах планирования поступления и закупки товаров.
Базу плановых расчетов объема и структуры поступления товаров составляют ранее обоснованные планы реализации товаров и формирования товарных запасов по объему и структуре, договоры на поставку товаров. Объемы необходимого поступления товаров рассчитываются в разрезе отдельных товарных групп и по предприятию в целом. Плановые расчеты проводятся на основе балансовой увязки показателей товарного баланса по следующим формулам
или
где П - плановый объем поступления товаров (в розничных ценах);
О - плановый объем реализации товаров;
Зн - фактическая сумма товарных запасов на начало планового периода;
Зк - расчетная сумма товарных запасов на конец планового периода;
З - предусматриваемое изменение (прирост, снижение) суммы товарных запасов в плановом периоде;
В - ожидаемое выбытие товаров в связи с естественной убылью по прочим причинам (уценка, сезонная распродажа).
Общий объем поступления определяется путем суммирования потребности по всем товарным группам.
После определения плановой потребности в товарах производиться расчет поступления по источникам. Источники поступления товаров определяются исходя из сложившейся практики товароснабжения и с учетом особенностей развития товарооборота в планируемом периоде. Если на предприятии имеются сверхнормативные товарные запасы, то необходимо предусмотреть максимальное их вовлечение в товарооборот и учитывать это при расчете плана поступления товаров.
Расчет поступления товаров осуществляется на год с разбивкой по кварталам, месяцам. При этом следует учесть, что объем поступления товаров рассчитывается в розничных ценах, в то время как объем закупки товаров - в ценах их закупки (разница между этими показателями составляет сумму торговых надбавок или валовой доход от реализации товаров). Кроме того, следует учесть, что прирост товарных запасов, предусмотренный в плановом периоде, также обеспечивается закупкой товаров в закупочных ценах.
Другие публикации
Анализ содержания и функций национального прогнозирования в рыночной экономике
Выход из глубочайшего экономического кризиса, надолго поразившего
народное хозяйство России, когда-то казавшейся оазисом обильности и пусть
усредненного, но доступного всем благополучия, невозможен без
квалифицированного анализа причин, спровоцировавших этот кризис ...
Антикризисная политика правительства Российской Федерации и её эффективность
Пожалуй, на сегодняшний день тему кризиса можно назвать самым популярным
предметом обсуждения. О нем говорят все: политики и экономисты
,предприниматели, деятели культуры и науки. То тут, то там в СМИ они мелькают
со своими прогнозами и мнениями по поводу того, что ...
Cущность модернизации для экономики
Суть и составляющие процесса модернизации.