Экономика это путь к успеху

Безработица как форма проявления экономической нестабильности

Безработица как форма проявления экономической нестабильностиОдной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития общества является проблема занятости и безработицы.

Влияние условий труда на эффективность трудовой деятельности

Влияние условий труда на эффективность трудовой деятельностиПонятие условий труда. Их классификация. Основные пути совершенствования условий труда.

Возникновение и роль человеческого капитала в экономике

Возникновение и роль человеческого капитала в экономикеЦиклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. Человеческий капитал в настоящее время в мире.

Молодая историческая школа, ее представители: Г. ШМОЛЛЕР, Л. БРЕНТАНО, К. БЮХЕР И ДРУГИЕ

Густав Шмоллер (1838-1917), профессор университетов в Страсбурге (1872-1882) и Берлине (с 1882 г), один из основателей и позднее - председатель «Союза социальной политики», соглашался с выводами К. Маркса о классовом конфликте предпринимателей и рабочих, но рассматривал монархию и государственное чиновничестно как нейтрализующую силу б классовой борьбе. Сознание государственной властью своей ответственности перед обществом и защита интересов низших классов, социальное законодательство и гарантирование рабочим коллективных договоров с предпринимателями таковы, по Шмоллеру, условия классового мира и эффективного фунционирования экономики. Другой активный деятель «Союза социальной политики» Луйо Брентано (1848-1931) подчеркивал, что одной из задач политической экономии является разрешение "вопросов, возбужденных агитацией". Брентано обосновывал заинтересованность предпринимателей в росте заработной платы, так как это является стимулом к повышению производительности труда.

Деятели "Союза социальной политики" - экономисты «новой» исторической школы - приняли данное им прозвище «катедер-социалистов», т.е. социалистов с профессорских кафедр. Один из них, Адольф Гельд (1844-1880) писал и книге "Социализм, социал-демократия а социал-политика" (1878): "Катедер-социализм" выдвинул о противовес как радикальной приверженности манчестерства к принципу laissez faire, так и радикальному стремлению социал-демократии к перевороту - самостоятельный принцип примирения порядка и свободы. Упрямому консерватизму и социальной революции он противопоставил законную, шаг за шагом продвигающуюся вперед положительную реформу".

Однако реформизмом не ограничилось стремление молодой исторической школы обозначить "третий путь" в политической экономии. В 1874 г. Шмоллер предложил новую концепцию народного хозяйства, в центр которой ставил "общность языка, истории, обычаев, идей", которая глубже, чем что-либо другое (товары, капитал, государственность), связывает отдельные хозяйства. «Этот общий этос, как греки называли кристаллизованное в обычае и праве нравственно-духовное общее сознание, оказывает влияние на все поступки человека, следовательно, и на хозяйственную деятельность тоже».

Программа Шмоллера состояла в превращении политической экономии из «голого учения о рынке и обмене» в историко-этическую науку, которая должна была давать, с одной стороны, скрупулезное описание фактического хозяйственного поведения, с другой - теорию моральных норм хозяйствования, этику формирования предпочтений в хозяйственной детальности. Имея и виду либеральную политэкономию и исторический материализм, а также расставленные «старой» исторической школой (особенно Рошером) географические акценты национального своеобразия, Шмоллер сформулировал свое методологическое кредо в критике «двух основных заблуждений»:

) идеи «неизменной, поднесенной над временем и пространством нормальной формы организации народного хозяйства как некоей константы, кульминирующей в свободной торговле, свободе предпринимательства, свободе распоряжения земельной собственностью»;

) представления, что «внешние природные и технические данности экономического развития суть абсолютные и единственные факторы, определяющие организацию народного хозяйства».

Не отрицая "ряда природно-технических причин» как «естественного фундамента народного хозяйства". Шмоллер отвергал "ложное стремление" выводить "определенные состояния экономики прямо из первого ряда причин . объяснить из технических и природных предпосылок то, что лежит поту сторону всякой техники".

Вопреки «рационализму и материализму» Шмоллар настаивал на значении иного ряда причин, возвышающегося над природным и техническим фундаментом в качестве «своего рода более подвижной прокладки». Этот ряд составляют этические и культурные факторы, и только на обоих рядах «может быть возведено здание определенной народнохозяйственной системы».

Г. Шмоллер и его ученики резко подчеркивали не только нормативную сторону политической экономии, но и неприятие абстрактно дедуктивного метода Рикардо и анализа экономических явлений, изолированного от истории, географии, психологии, этики, юриспруденции, от особых черт, налагаемых национальностью и культурой, Шмоллер не считал возможным применение математики в общественных науках и указывал, что человеческая психика - слишком сложная задача для дифференциального исчисления. Зато он был активным сторонником применения статистического материала и требовал от своих учеников прежде всего «историко-хозяйственных монографий», основанных на обработке массива эмпирических данных.

Перейти на страницу: 1 2

Другие публикации

Влияние демографических процессов на функционирование рынка труда
Население - исторически сложившаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей, проживающая на определенной территории, главный материальный компонент человеческого общества. Сфера труда - важная и многоплано ...

Анализ экономической эффективности производства молока
В современных условиях в Российской Федерации вопросы повышения экономической эффективности на всех уровнях хозяйствования не потеряли свою актуальность. Для оценки экономической эффективности необходимы конкретные показатели, отражающие влияние различных факторов ...

Cущность модернизации для экономики

Суть и составляющие процесса модернизации.

Главное меню