Влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов
Исторически сложилось, что в России индустриализация сопровождалась созданием городов, в основании которых лежит одно предприятие, один вид деятельности, то есть сформировались моногорода - города-заводы.
Моногород создавался по плану развития отрасли или группы отраслей директивно, в ряде случаев без учета вопросов территориального разделения труда и природно-климатических условий. Моногорода - наследие советской модели экономики, и можно сказать, что данный тип социально-экономических структур сыграл большую роль в развитии промышленности, освоении территорий СССР, позволил реализовать определенные общественно значимые функции народного хозяйства. Указанные особенности социалистического метода ведения хозяйства привели к тому, что «в настоящее время в Российской Федерации из 1 097 городов 460 относятся к моногородам, а из 1 864 поселков городского типа монопрофильных - не менее 1 200 (64,4%)».
В таких населенных пунктах проживает свыше 16 млн. человек, т.е. 24% всего городского населения страны. В монопрофильных городах до кризиса создавалось 40% ВВП российской экономики, вклад градообразующих предприятий в региональные и местные бюджеты часто превышал 50%.
География размещения моногородов обширна. Моногорода расположены практически во всех частях территории страны, но наибольшее их количество находится в Уральском федеральном округе (более 61% от числа всех городов, где проживает около 33% всего населения округа).
Действенного решения проблемы моногородов у государства пока нет. По мнению правительства, инициатором преобразований должен стать бизнес. Именно предприниматели, по предположению Минрегиона, должны обратиться к муниципальным властям с предложениями по модернизации конкретного моногорода и определиться с источниками инвестиций. Затем предложения будут рассмотрены властями субъекта и профильными министерствами. Государство же, по мнению чиновников, должно финансировать лишь инфраструктурные проекты, а не спасать моногорода. Эксперты полагают, что надежды на инициативу жителей моногородов мало: сами металлурги или машиностроители вряд ли смогут заняться перепрофилированием производства, переобучением кадров и решением других сопутствующих проблем.
Все это обуславливает актуальность исследуемой темы и определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования - государственные органы, осуществляющие мероприятия по поддержке моногородов.
Предмет исследования - организация государственной поддержки моногородов в Российской Федерации.
Цель работы - анализ процесса организации государственной поддержки моногородов в Российской Федерации, выявление актуальных проблем и выработка практических рекомендаций по их разрешению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. Изучить зарубежный и российский опыт решения проблем моногородов.
. Исследовать нормативно-правовое регулирование государственной поддержки моногородов в Российской Федерации.
. Проанализировать организацию государственной поддержки моногородов в Российской Федерации.
. Выявить актуальные проблемы и сформулировать практические рекомендации по совершенствованию организации государственной поддержки моногородов в Российской Федерации.
Теоретической основой курсовой работы являются труды ученых, статьи в печатных изданиях, монографии и др.
В работе были использованы такие методы, как метод анализа и синтеза, метод сравнения, статистический метод.
Моногорода и градообразующие предприятия
- Соотношение понятий «моногород» и «градообразующее предприятие»
- Основные проблемы моногородов
- Негативное влияние внешней среды на развитие моногородов
- Краткосрочные и долгосрочные проблемы моногородов
- Проблемы государственной поддержки градообразующих предприятий и моногородов
- Основные направления государственной поддержки моногородов
Другие публикации
Анализ рентабельности грузовых международных перевозок
Международные автомобильные перевозки внешнеторговых грузов
являются одним из наиболее стабильно развивающихся секторов рынка транспортных
услуг в Российской Федерации. В настоящее время эти перевозки осуществляются
более чем с 60 странами мира. По сравнению с 1990 ...
Антикризисная политика правительства Российской Федерации и её эффективность
Пожалуй, на сегодняшний день тему кризиса можно назвать самым популярным
предметом обсуждения. О нем говорят все: политики и экономисты
,предприниматели, деятели культуры и науки. То тут, то там в СМИ они мелькают
со своими прогнозами и мнениями по поводу того, что ...
Cущность модернизации для экономики
Суть и составляющие процесса модернизации.